Статьи

Практические указания. Методика проведения семинара

В основу каждого занятия должен быть положен хорошо продуманный план с таким распределением материала, чтобы он, представляя единую тему, целиком укладывался в рамках отведенного ему времени.

Что касается самого способа преподавания, то руководителю по возможности следует избегать лекционного метода в чистом его виде. Там, где позволяет материал, необходимо использовать все преимущества вопросо-ответного (эвристического) метода.

Иллюстрируя лекцию таблицей, диаграммой или другим каким-либо пособием, руководителю следует только фиксировать внимание аудитории на определенных объектах, описание же и толкование их должна давать сама аудитория.

В интересах коллективной проработки материала руководитель в плане данного занятия отмечает узловые вопросы, вокруг которых развертывается общая беседа. Когда весь материал данного вопроса усвоен, следует записать его в тетради. Руководитель снова ставит вопросы аудитории, помогает, если потребуется, отдельным товарищам наводящими вопросами, вносит свои поправки в предложенные формулировки и после окончательной редакции коллективного ответа диктует его сам, в интересах сбережения времени и предупреждения возможных при отдельных записях ошибок. Запись должна быть кратка и сжата. В запись вносится только самое существенное для данного вопроса. Эти записи послужат исходным материалом для проверки усвоения семинара. Подробная запись всего материала данного занятия, конечно, совершенно излишняя, тем более, что по всем разделам семинара можно указать учебную и научно-популярную литературу.

В целях закрепления полученных знаний следует к каждому заданию даты несколько вопросов самопроверки.

В начале каждого следующего занятия руководитель предлагает восстановить в основном содержание прошлого занятия, и, если это сильно затрудняет аудиторию или при данном ее составе требует много времени на повторение, сам дает краткое резюме предыдущего занятия и затем уже знакомит аудиторию с планом предстоящей paботы пособия для семинара не могут быть, конечно, строго определены, все зависит от местных условий. Но и при самых благоприятных в этом отношении условиях, не следует загружать семинар обилием экспонатов, таблиц, демонстраций и т. д. Практически гораздо удобнее показать все это в системе музейной экспозиции или в специальной лекции с проекционным фонарем, а здесь точно уложиться в рамках указанного времени, дать необходимый минимум общих геологических знаний и скорее перейти к полевой работе.

Основными пособиями, помимо простейшего полевого снаряжения, являются — карта, компас и образцы полезных ископаемых района, связанные с геопоходом.

На карту следует обратить особенное внимание и, если представляется возможность, дать карты одного и того же района различных масштабов. Не углубляясь в принципы построения карты, добиться понимания ее элементов, свободного чтения и ориентировки.

Геологическая карта может быть, конечно, представлена для общей демонстрации и простейших пояснений, подробное же ознакомление с ней, особенно с геологическими профилями и разрезами для краткосрочного семинара, совершенно излишне.

Образцы полезных ископаемых должны быть достаточно демонстративны, выявлять существенные признаки породы и минерала, а не рассеивать внимания частными признаками, деталями.

Показ коллекций весьма желательно сопровождать так называемым раздаточным материалом, который пускается по рукам аудитории. Раздаточный материал заранее заготовляется руководителем в виде небольших кусочков или порций. Для того чтобы каждый участник семинара мог войти в непосредственное общение с объектом— внимательно его осмотреть, попробовать, потрогать « т. д., раздаточного материала должно быть столько, чтобы один набор приходился по крайней мере на двух человек.

При обзоре полевого снаряжения следует делать установку только на самое необходимое, простейшее портативное.

Практические занятия — характеристика породы, ее цвет, строение, величина зерна, структурные особенности, работа с паяльной трубкой, чтение карты, ориентировка по компасу в поле и т. д., — удобнее вести бригадным методом, заранее наметив по данному семинару несколько заданий. В определении материала заданий необходимо учитывать практическую сторону применения полученных знаний в полевой обстановке, а не увлекаться его академическим содержанием.

В процессе проведения семинара следует провести разбивку учащихся на бригады. Практика показала, что продуктивней работают малочисленные бригады в 5—8 чел.

Ведущая роль бригадира требует от него, помимо общей дисциплинированности и организованности в работе, больших знаний. Поэтому в бригадиры следует выдвигать людей, более подготовленных. Весьма полезно, как показал опыт, провести с бригадирами дополнительное занятие, уясняющее их роль в работе, дать им практические советы и указания, особенно по учету работ и правильной постановке соцсоревнования и ударничества как между отдельными бригадами, так и внутри самой бригады.

Роль семинара будет далеко не выполнена, если полученные сведения не будут закреплены соответствующей проверкой по заранее составленному руководителем вопроснику и тем записям, которые получились в процессе работы. Количество вопросов должно быть, конечно, несколько больше числа участников семинара.

Вопросы для самопроверки лучше не диктовать, а заранее их отпечатать и раздать. В процессе подготовки к самопроверке руководителем дается широкая консультация.

Проверкой закладывается начало здоровому соцсоревнованию и ударничеству, которые в дальнейшем выразятся в социалистических методах работы — соцдоговорах между бригадами и отдельными участниками, ударных темпах работы, вызовах отстающих, встречных планах, премировании за лучшие достижения и работе и т. д.

Показателями в области соцсоревнования, помимо установки на качество работы, могут служить: километраж маршрута, время его выполнения, количество описанных обнажений, собранных образцов, результаты поисков и т. д.

Заканчивается семинар обсуждением маршрутов и распределением их между группами.

вернуться в статьи»