Статьи

Пусковой ток аккумулятора - что это такое?

Аккумуляторная батарея автомобиля имеет такие характеристики, как полярность, номинальная емкость, габариты. Немаловажным является и показатель значения ее пусковой мощности (пускового тока).
Эта величина особенно важна для территорий с суровым климатом, поскольку она демонстрирует способность аккумулятора к запуску непрогретого двигателя. Как правило, это является наиболее актуальным в зимнее время года.   Числовой показатель пускового тока равен мощности, которую способна выдавать батарея в течение 30 сек, если снаружи температура составляет - 18 °С.
Значение, которое характеризует мощность аккумулятора, находится в зависимости от  средней величины напряжения в самой цепи и величины разрядного тока.  Определяется путем замера спустя равные временные отрезки: мощность = разрядный ток • разрядное напряжение.
В режиме стартирования происходит значительное уменьшение  номинала среднего напряжения и рост тока  разрядки. При постоянном пусковом токе увеличивается мощность, которую затрачивает батарея для запуска двигателя, что влечет снижение напряжения на ее выводах.  Естественно, чем ниже показатель напряжения, тем медленнее осуществляется проворот стартером коленчатого вала двигателя. Выведем  обратную зависимость: чем больше  пусковая мощность  аккумуляторной батареи, тем больше оборотов осуществляет стартер при запуске. Таким образом, мотор заводится намного быстрее.  
В процессе испытания аккумулятора выполняют его продолжительный разряд током, который аналогичен потребляемому стартером. Остаточное напряжение составляет 6 Вольт. Промежутки измерений, на которых производилось снятие значений напряжения на выводах АКБ, фиксируются в ее паспортных данных. Энергетический запас батареи или ее резервные возможности для запуска двигателя характеризуются временем стартерного разряда.  В данном случае решающая роль принадлежит номинальной емкости аккумулятора – чем выше ее значение, тем большее число попыток будет у владельца автомобиля, чтобы запустить мотор.
Необходимо отметить, что у абсолютно идентичных по номинальной емкости и габаритах аккумуляторов, показатель пускового тока может различаться.  Прежде всего, это связано со свойствами материалов, которые используют для изготовления батареи, а также от особенностей ее конструкции.  К примеру, пусковой ток  может возрастать при условии повышения пористости применяемых свинцовых пластин и увеличения их количества, а также  при наличии в составе активной пасты ортофосфорной кислоты и так далее.
Увеличенным пусковым током обладают аккумуляторные батареи, которые предназначены для эксплуатации в автомобилях с дизельными двигателями. Сравните, батарея емкостью 55 А-ч, рассчитанная на бензиновый мотор, имеет пусковой ток 255 А, а  идентичная  батарея для дизельного двигателя — 300 А.
Если вы в процессе выбора аккумулятора заметили, что батареи имеют равные параметры (емкость, габариты и полярность), но одна из них имеет большее значение пускового тока, смело приобретайте эту модель. Для запуска двигателя в холодное время года это будет являться дополнительным плюсом. Не нужно опасаться, что эта величина может каким-то образом негативно повлиять на работу системы электрооборудования транспортного средства. Пусковой ток влияет  лишь на качество и надежность запуска двигателя. Работа электроприборов полностью зависит от напряжения батареи, которое остается стандартным, независимо от значения пускового тока.
Обратите внимание, что величину  пускового тока указывают на корпусе изделия в одном из принятых стандартов: EN (Стандарт Евросоюза),  DIN (Германия) и SAE (США).
 1) европейский стандарт (Europa Norm): разрядка аккумулятора  происходит до 7,5В, в течение 10 секунд и  при температуре минус  18 °С.
2) немецкий (Deutsche Industrie Norm): во время испытания аккумулятор разряжают до  9,0 В, в течение 30 секунд при той же температуре;
 3) американский стандарт; аккумулятор разряжается в течение 30 секунд до напряжения 7,2В, при аналогичных температурных условиях;
Наиболее близким к нашему ГОСТУ является немецкий стандарт, который отмечается на большинстве батарей из Европы. 

вернуться в статьи»