Статьи

Спидометр автомобилей ВАЗ: устройство и возможные неисправности

Спидометр всего лишь примерно на десяток лет младше собственно автомобиля. Его появление было логичным, ведь в начале двадцатого века началась гонка за максимальной скоростью автомобиля, в которую включились не только конструкторы-первопроходцы, но и простые автолюбители. Изначально это был скорее прибор, которым можно было похвастаться перед знакомыми или удивить цифрами его показаний дам. Впервые он появился в США в 1901 году. Первым автомобилем со спидометром стал Oldsmobile. Патент на спидометр, практически ничем не отличающийся от сегодняшних механических измерительных прибором получил
в 1916 году выдающийся физик и конструктор Никола Тесла также в США.

Действительно, технология производства и конструкция автомобилей за прошедший век изменилась до неузнаваемости, а классическая схема спидометра начал уступать место электронному прибору буквально только в последние несколько лет. Как ‘t устроен классический механический прибор?

Многим кажется, что спидометр должен контролировать частоту вращения колёс, однако на самом деле считывается скорость вращения выходного вала КПП. Приводится механизм спидометра тонким гибким валом - фактически это тросик, передающий вращение вала КПП на редуктор самой простой конструкции. В зависимости от автомобиля выбирается передаточное число этого редуктора.

Из-за того, что считывается не вращение колёс, спидометр не может учитывать многие факторы, такие, как проскальзывания ведущих колёс или изменение диаметра покрышки в течение времени (из-за износа). Конечно, идеальным спидометром был бы интегрированный GPS модуль, который определял бы ежесекундно положение машины в пространстве и калькулировал показания скорости, однако оставить определение скорости только на спутниковую связь не получится, как минимум потому, что существуют тоннели, в которых тоже необходимо соблюдать строгий скоростной режим.

Какие поломки могут преследовать обычные механические спидометры, такие, как устанавливаются, например, на всех автомобилях
Волжского автозавода?

Во-первых, могут ослабнуть со временем гайки, с помощью которых крепится наконечник гибкого вала. Во-вторых, часто тросик обрывается от слишком большого износа. Ломается также и редуктор, расположенный под панелью приборов. При ремонте спидометра допускается покупка только фирменных запчастей ВАЗ. Ведь если купить запчасти где-нибудь на рынке, невозможно гарантировать правильность передаточного числа редуктора. В большинстве случаев, водитель этого не заметит. Машина будет ехать на 10-15% быстрее чем раньше при тех же самых показаниях спидометра. Покупка “левых” запчастей для спидометра чревата возрастанием риска аварии и увеличением тормозного пути в городе и на загородной трассы из-за неправильной оценки скорости.

вернуться в статьи»